Профилактика экстремизма
Понятие экстремизма согласно законодательству Республики Беларусь
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму» под экстремизмом (экстремистской деятельностью) понимается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, — организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.
Экстремизм может осуществляться путем:
- насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
- создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
- распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
- оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
- пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
- реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
- финансирования экстремистской деятельности;
- публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере и др.
К экстремистским материалам относится информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда (ч. 2 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму).
Справочно. Материалы, признанные экстремистскими в Республике Беларусь, включаются в Республиканский список экстремистских материалов, который находится в открытом доступе в сети Интернет на сайте Министерства информации Республики Беларусь http://mininform.gov.by и постоянно актуализируется.
Вопрос о признании символики, атрибутики и иной информационной продукции экстремистскими материалами рассматривается судом. Вступившее в законную силу решение суда о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами является основанием для их уничтожения, если иное не установлено законодательными актами.
Использование государственных символов Республики Беларусь, изображений и символики, являющихся историко-культурными ценностями, а также официальных геральдических символов в целях пропаганды экстремизма, при публичных призывах к экстремистской деятельности запрещается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Справочно. Противоправным является распространение в глобальной компьютерной сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях, мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) информации (в том числе репостов, комментариев) с телеграмм-каналов (чатов) и иных источников, признанных экстремистскими, либо хранение указанной информации с целью ее распространения. Подписка – элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на сообщества, телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения.
Телеграм-бот «Стоп ЭКСТРЕМИЗМ» позволяет проверить сайты и телеграм-каналы на наличие в списке экстремистских материалов в Республике Беларусь. Просто отправьте боту ссылку на интересующий вас сайт или телеграм-канал, и он мгновенно проведет проверку, уведомив вас о его статусе.
Профилактика терроризма
В законодательстве Республики Беларусь терроризм определяется как социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.
В соответствии со ст.6 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом» субъектами борьбы с терроризмом являются:
- субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом;
- субъекты, участвующие в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.
Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:
- органы государственной безопасности Республики Беларусь;
- органы внутренних дел Республики Беларусь;
- Служба безопасности Президента Республики Беларусь;
- Министерство обороны Республики Беларусь;
- органы пограничной службы Республики Беларусь.
Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2012 г. № 1129.
Общее руководство борьбой с терроризмом и ее обеспечение осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
Координация деятельности субъектов борьбы с терроризмом осуществляется координирующими органами в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь.
Обеспечение деятельности координирующих органов субъектов борьбы с терроризмом возложено на Комитет государственной безопасности.
Следует отметить, что ни один государственный орган, являющийся субъектом борьбы с терроризмом, не добьется успеха в деле борьбы с терроризмом без содействия граждан Республики Беларусь. В ст.9 Закона «О борьбе с терроризмом» указано, что сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством. Кроме этого, данная статья предусматривает оказание содействия субъектам борьбы с терроризмом государственными органами, иными организации и гражданами, а также выполнение ими требований субъектов борьбы с терроризмом и соблюдение правового режима в зоне проведения контртеррористической операции.
В силу ст.22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Перечень статей Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих ответственность за террористическую деятельность
Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности